Директор школы: Попов Николай Андреевич
Бригадир: Мовшев Виктор Александрович
Звеньевые:
Бригада цветоводов – Гадицкая Оксана
Бригада овощеводов – Балышкова Виктория
Бригада полеводов – Тагаков Евгений
Бригада садоводов – Морозова Оксана
Ремонтная бригада – Ахременко Ярослав
Ответственный за работу в бригадах: Фещенко Пётр Игнатьевич (мастер производственного обучения)
Год создания УПБ – 1980 год
Вид бригады: Многопрофильная
Основные направления деятельности: Растениеводство / зерновые культуры, плодово-ягодные, картофель, овощные культуры/
Животноводство
Задачи деятельности УПБ
ВОСПИТЫВАТЬ у обучающихся:
· Бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность,
· порядочность;
· Интерес к природе и сельскому хозяйству;
· Любовь к труду и людям труда;
· Потребность заботиться о чистоте, уюте.
РАЗВИВАТЬ у обучающихся:
· Творческие возможности и их подготовку к
профессиональному самоопределению в условиях рыночной экономики.
ФОРМИРОВАТЬ у обучающихся:
· качество рачительного хозяина
· готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых идей
· умение проявлять творчество в труде и организовать общественно – полезный труд в школе и за её пределами
· умение работать в коллективе
НАУЧИТЬ ОПЫТНИЧЕСКО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Девиз:
Легко на сердце от дружной работы.
Мы успеваем везде и всегда.
Какие б не были наши заботы,
Наш УПБ не подведёт никогда!
Наличие сельхозтехники в собственности общеобразовательного учреждения:
Комбайн «Нива» -1
МТЗ 80-1
ДТ 75- 1
ГАЗ 53-1
ГАЗ 52-1
Сеялки –1
Плуги – 3
Сцепка борон – 1
Культиватор-3
Картофелекопалка-1
Картофелесажалка-1
Средства, полученные от реализации продукции 1.100 зерновых 250 тысяч рублей
Продажа мяса свинины- 34.000 рублей
Плодово-овощные культуры реализуются на удешевление питания в школе детском саду
Назначение учебно-опытного участка.
В век научно-технического прогресса перед школой стоят ответственные задачи – дать обучающимся глубокие и прочные знания основ наук, привить интерес и любовь к природе, научить бережно относиться к ней.
Чтобы любить природу, надо хорошо знать ее. Поэтому важное место в познании природы отводится школьным учебно-опытным участкам.
Учебно-опытный участок – база опытнической работы учащихся. Здесь они закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, полученные в классе, познают растительные организмы, овладевают методами управления ростом и развитием растений, приобретают умения и навыки выращивания растений. Приобщаются к коллективному труду. У обучаемых воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца. Наконец, учебно-опытный участок является источником для заготовки коллекций и раздаточного материала в кабинет биологии. Учебно-опытный участок имеет, прежде всего, познавательное и воспитывающее значение. Поэтому к организации участка и постановке работы на нем привлекается весь учительский и ученический коллектив школы, родительский комитет. Дирекции школы вместе с учителями биологии тщательно продумывают, как будет использован участок, составляют планы размещения культур на нем, утоняют, какую площадь займет каждый из отделов , где и какие разделы будут размещены, где будут проложены дорожки, устроена учебная площадка, где будут размещены декоративные растения и т.д. Все это отмечается в общем плане участка, который вычерчивается в крупном масштабе. Участок важно хорошо и продуманно экипировать. Заблаговременно готовятся этикетки с названиями отделов, полей, опытов и вариантов.
1.Выбор места.
Выбор места для участка имеет большое значение для успеха его работы. Участок находится около школы. Поверхность намеченного участка выровнена, без больших уклонов, ям и бугров. Мелкими неровностями пренебрегают, но в дальнейшем их выравнивают - углубления и занижения засыпают, а бугорки выравнивают. Нельзя располагать участок на низине, в местах, где весной и во время дождей застаивается вода. Работа на таком участке успеха иметь не будет. Обращают внимание и на почву. Специальных
требований не предъявляется, но почва обязательно должна годиться для выращивания всех растений.
1. Размер участка.
Каждой школе для учебно-опытной работы отводятся в постоянное пользование земельные участки площадью от 0,5 до 2,0 га в зависимости от количества обучающихся и местных условий. Участок должен хорошо освещен солнцем, имеет источник водоснабжения (водопровод, колодец, пруд) и примыкает непосредственно к зданию школы, что дает возможность , не нарушая расписания занятий . затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ.
Размер отводимого участка зависит от типа школы и количества учеников, которые в нем должны работать. Нет необходимости стремится к излишне большим участкам. Нужно помнить, что весь участок, как правило, будет обрабатываться и содержаться в полном порядке силами учеников. При чрезмерном большом участке техническая работа невольно подавляет все остальное.
2. Зимние работы по организации участка.
Успех весенних и летних работ на участке в значительной мере зависит от того, насколько хорошо к ним подготовились зимой.
В зимние работы входит:
· Составление плана и тематики работы участка;
· Заготовка семян и посадочного материала;
· Подготовка рабочего инвентаря;
· Составление плана разбивки участка и размещение на нем опытов;
· Организационная работа.
Все они идут одновременно.
Для выполнения всех зимних работ обязательно привлекаются ученики, которые будут работать на участке. Будет ли это кружок юннатов, ученики старших классов или ученики всей школы- все это зависит от обстановки в школе, но активное участие учеников обязательно на всех этапах организации участка.
Для учеников участок должен стать делом, где участвует их творческая мысль. Нельзя допустить, чтобы ученики чувствовали на участке себя только рабочей силой.
А) Составление тематики и плана работы участка.
Составление плана работы участка и разработка тематики тех опытов, которые будут проводиться – один из наиболее ответственных моментов в организационной работе. Особенно тщательно продумывается и выбирается направление опытной работы. План работы участка предусматривает, какие классы будут работать, какое время, сколько человек. В какие календарные сроки и какие работы будут выполняться в течение года.
Перспективу развития участка следует учесть уже при отводе площади и отрезать ее сразу в нужном размере. Но это не значит, что ее сразу нужно освоить полностью. Не должно смущать, что в первое время часть площади не будет освоена. Но, составляя план размещения по площади различных разделов необходимо учесть ход дальнейшего развития работы. Иначе может оказаться, что такие части, как например, сарайчик, посадка кустов, которые должны быть на краю участка, окажутся посредине его.
Б) Составление плана участка.
Когда намечено направление и содержание работы и составлен план работы, приступают к размещению всего намеченного на отведенной для участка территории.
Размещение проводят заранее, зимой на плане участка. А весной все намеченное переносится в натуру. До начала размещения необходимо иметь план участка. На основании измерений вычерчивается план участка. Все детали планировки, например: дорожки, места посадки отдельных деревьев. Делянки – наносятся на план точно в масштабе. Все разметки ведут карандашом, чтобы можно было легко наносить изменения и исправления. После окончания предварительно разработки план перечерчивают на чистовик (возможно чернилами или тушью).
Этот план будет затем служить основанием для разбивки участка в натуре.
В разработке и создании плана принимают участие и ученики.
Полный и точный план необходимо иметь в готовом виде не позднее начала апреля.
В) Заготовка посевного и посадочного материала.
Второй важнейшей зимней задачей является заготовка посевного и посадочного материала.
Составленная тематика покажет, какой материал необходим. В соответствии с планом составляется подробный список всего необходимого для посадки материала. В нем, кроме названия культуры и сорта, указывается, откуда его планируется получить (купить, собрать на участке, принесут ученики и т.д.)
В этой части нужно соблюдать умеренность и собирать только то, что можно использовать, а не просто так " на всякий случай".
Нельзя забывать, что весь посадочный материал необходимо хранить в соответствующих условиях, уберечь от мышей , высеять и собрать материал.
Весь поступающий в школу посевной и посадочный материал нужно регистрировать в особую тетрадь, которую следует завести специально для этого.
Это один из важнейших документов опытного участка.
Тетрадь аккуратно следует разграфить, и поручить ее заполнять одному из учеников, на которого возложена ответственность за семенной материал.
Он ее ведет при постоянном и тщательном контроле со стороны учителя.
Данные для полученных семян и посадочного материала:
1.№ регистрации.
2.Наименование культуры.
3.Сорт.
4.Год урожая для семян или возраст для саженцев.
5.От кого получен или где собран.
6.Количество грамм семян или штук.
В тетради регистрация ведется по мере поступления общим списком и не разделяется по культурам. Начатая тетрадь продолжается из года в год
Г) Подготовка инвентаря.
К началу работ необходимо приобрести некоторый минимум инвентаря и найти место для его постоянного хранения. Очень удобно для этой цели иметь специальное помещение: небольшой сарайчик на участке.
В первую очередь необходимо иметь:
1) лопаты
2) грабли
3) тяпки
4) тонкий шнур или шпагат с деревянными колышками на концах для разбивки линий посева.
5) носилки
6 ведра
7) линейки
8) емкости для воды, например бочки.
9) весы чашечные и разновесы к ним.
10) рулетку или мерную линейку
11) колья для забивки по углам полей
12) этикетки для делянок
13) рейка для посева, равная длине делянок
14) вешки для разбивки делянок
15) вилы
16) ножи
17) ножницы
18) деревянную колотушку для забивки кольев.
Количество инвентаря определяется потребностями и возможностями школы.
Такой инвентарь, как лопаты и тяпки, в период массовых работ ученики могут приносить из дома, но какое- то количество нужно иметь и на участке.
Часть закупается, но часть изготавливают и силами учеников, например, на уроках труда: носилки, колья, этикетки и т.п.
Инвентарь готовится таким образом, чтобы ребенку было удобно на нем работать.
Учитывается высоту и толщину черенков у лопат, размер лопат и носилок, ведер, леек, чтобы ребенку не приходилось надрываться на работе. Труд на участке не должен быть тяжелым и утомительным из-за неприспособленного инвентаря.
Следует по мере приобретения инвентаря организовать его хранение таким образом, чтобы он всегда находился в образцовом порядке, а не сваливался кучей, как попало.
Продуман порядок хранения и выдачи инвентаря для работы и приема в конце дня . Заведывание инвентарем поручено одному человеку, чтобы избежать путаницы и беспорядка.
3.Весенние работы.
К весенним работам на участке приступают, как только сойдет снег и почва просохнет настолько, что по участку можно будет ходить.
Весенние работы включают:
А) Подготовка и основная обработка участка:
-очистка от мусора, прошлогодних сорняков, камней.
-если нужно, выкорчевать кустарники и пни, засыпать ямы (местоположение ям отметить на плане, чтобы они не попали под опытные делянки)
- подготовленный участок вспахать или перекопать и заборонить.
Б) Разбивка участка:
-после просмотра составленного плана участка зимой внести необходимые изменения
-намечают одну из сторон участка, затем вдоль этой линии и по концам ее устанавливают несколько вешек, это основная линия и от нее идет вся остальная разметка.
-отмеряют вдоль линии места дорожек, которые своими концами упираются в эту линию, в этих точках будут углы отделов участка, здесь ставят небольшие колышки.
-все поля и отделы участка должны иметь прямоугольную форму, дорожки между ними будут параллельны между собой или встречаться и пересекаться под прямыми углами.
- на противоположном конце перпендикуляров устанавливаются вешки, вдоль этой линии отмеряют размер длинной стороны поля или отдела и забивают кол.
Так размеряют последовательно все линии и устанавливают все углы. В первую очередь выделяют кольями и отмечают деляны и отделы участка. Мелкую разбивку делают уже во вторую очередь. Когда разбивка закончена, на участке ходить можно только по дорожкам.
Разбивка участка идет быстрее и лучше, если ее проводит небольшое количество работающих.
В) Посев и посадка.
При посеве растений, посадке деревьев и кустов тщательно соблюдается ровность линий и правильность углов. Ничто так не портит вид участка, как кривые и косые линии.
Все посевы также проводятся по тщательно размеченным местам и ровными линиями. При небольшой длине делянок посев удобно производить по рейке. Это деревянная планка, шириною в 3-5см. и толщиною в 2-3см, которая кладётся вдоль делянки по отметкам на обоих краях. Вдоль рейки острым деревянным колышком проделывается бороздка. Глубина её зависит от размера семян. По дну бороздки на расстоянии, которое отмечено на рейке, размещаются высеваемые семена, затем бороздки засыпаются. Все рядки должны быть строго параллельны между собой и располагаются перпендикулярно к длинной стороне поля.
Отдел цветочно-декоративных растений рекомендуется расположить перед зданием школы и на переднем плане учебно-опытного участка. Основные дорожки по учебно-опытному участку следует обсадить цветочно-декоративными растениями.
В саду выращивают плодово-ягодные культуры разнообразных районированных сортов для данной области. В отделе овощных и полевых культур выращивают важнейшие для данного района сельскохозяйственные культуры районированных и перспективных сортов.
Организация на учебно-опытном участке севооборота для основных культур является обязательной, так как это создает соответствующие плодородия почвы и получения высоких урожаев. Севообороты разрабатывают в соответствии с требованиями программ и учетом местных почвенно-климатических условий и направления специализации местных хозяйств.
Далее составляется тематический план опытной работы на участке, размещения опытных делянок для работы по классам и для кружка юннатов, график работы обучающихся в летний период, потребность в инвентаре, семенах и посадочном материале, удобрениях и т.д.
Г) Порядок работы на участке.
С самого начала работы на участке необходимо установить строгий режим и порядок.
Все работы на закрепленном участке выполняются ответственным учеником и, если это необходимо, помощниками. Уход за посевами, которые не являются опытными, следует также закреплять за определенной группой учеников или одним учеником
На участке есть большое количество общих работ:
- устройство парника
- весеннее перекапывание и боронование, в зависимости от ситуации.
- подготовка для посадки саженцев
- уход за дорожками
- прополка посевов, которые не являются опытными и их полив
- уход за плодовыми деревьями и кустарниками
- прополка и окучивание картофеля
- уход за капустной плантацией
К этим работам привлекаются учащиеся всей школы. Как организовать эту работу подскажет учителю конкретная обстановка.
Установить, что на участке может находиться только тот, кто в данное время работает или проводит наблюдения. Не допускается, чтобы участок превратился в место для прогулок или игр, точно так же, как это не допускается, например, в кабинете биологии.
Каждый день на время, когда идут работы на участке, назначается из старших учеников ответственный дежурный по участку. При больших участках к нему приходится назначать и помощника. Дежурный на срок дежурства является помощником учителя по участку и работает под его руководством и по его указаниям.
В обязанности ответственного дежурного по участку входит:
1.Наблюдение за общим порядком на участке.
2.Руководство общими работами по уходу за участком, поливке растений и пр.
3.Запись в основной журнал участка всех проводимых работ на участке и основных наблюдений.
4.Обеспечивает выполнение плана работ текущего дня и составляет план на следующий день.
5.Наблюдение за сохранностью и порядком хранения инвентаря. Выдает и принимает инвентарь.
6.Отвечает за своевременность и качество выполняемых работ, независимо от того, кто эти работы выполняет.
Дежурный не должен отлучатся с участка до тех пор, пока не выполнены намеченные на день работы или кто-то работает на участке.
6) Руководство участком летом.
Работа учебно-опытного участка - дело всей школы. И поэтому успех ее не может зависеть от одного учителя- биолога. Задача школы правильно организовать работу участка. В плане работ участка на год следует точно установить, кто в какой период руководит им. К руководству участком привлекаются учителя технологии, освобожденные классные воспитатели, социальный педагог.
7) Документация:
- план посевов
- Дневник работ на участке
- дневник опыта.
План работы на учебно-опытном участке, как составная часть плана учебно-воспитательной работы школы, рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы.
Подготовка школьного участка к зиме.
Состояние школьного участка весной в значительной степени определяется тем, как был подготовлен участок к зиме, неблагоприятному периоду в жизни растений. Начали готовить участок к зиме с середины сентября.
Работа эта многоплановая: необходимо завершить работу на цветниках, подготовить почву, убрать стебли высохшие, заготовить почву для комнатных растений и для рассады весной.
1.Работа на цветниках.
Полностью после завершения цветения; растения убрали вместе с корневой системой и использовали для:
А) там, где были посажены однолетние цветы, освободили приготовления компоста; почву перекопали.
Б) там, где были посажены многолетние растения, до наступления заморозков провели рыхление и удалили сорняки.
В) наземные части травянистых, которые будут зимовать в условиях открытого грунта, после отцветания полностью обрезаны, почва вокруг них разрыхлена на 5-7 см.
2.Подготовка почвы: перекапывание, тщательный сбор листового опада, растительных остатков. Почву, перекопанную на зиму, не боронуют, она подвергается воздействию низких температур - способствует уничтожению сорняков, вредителей.
Систематическое проведение необходимых мероприятий, дает возможность обеспечивать хорошее состояние учебно-опытного участка.
N |
Содержание работ |
Сроки |
Ответственный |
1 |
ЦветоводыПодготовка почвы |
2-3 декада мая |
Крохта М.Н. |
2 |
Посев семян, рассады. |
3 декада мая |
Крохта М. Н. |
3 |
Полив |
ежедневно |
Мозолева Л. В. |
4 |
Рыхление |
Через 10 дней |
Надточей Т. В. |
5 |
Прополка |
По мере всходов |
Надточей Т.В. |
6 |
Сбор семян |
Август-сентябрь |
Крохта М. Н. |
|
Садоводы |
|
|
1 |
Обработка приствольных кругов по радиусу |
май |
Крохта М. Н. |
2 |
Полив во время цветения, во время плодоношения |
Июнь Июль |
Мозолева Л. В. Надточей Т. В. |
3 |
Посадка саженцев |
Сентябрь-октябрь |
Крохта М. Н. |
|
Ремонтное звено |
|
|
1 |
Ремонт изгороди (заготовка прожилин, столбов, штакетника.) |
август |
Дышин А. А. |
2 |
Огораживание кладбища (растягивание проволоки, натягивание сетки.) |
июль |
Дышин А. А. |
|
Овощеводы |
|
|
1 |
Подготовка почвы |
3 декада мая |
Крохта М. Н. |
2 |
Посадка |
1 декада июня |
Обуч-ся 5-11 кл. |
3 |
Высадка рассады капусты и помидоров |
2 декада июня |
Надточей Т. В. Мозолева Л. В. |
4 |
Полив |
Июнь, июль -ежедневно |
Надточей Т. В. |
5 |
Прополка грядок (удаление сорняков с дорожек) |
По мере появления сорняков |
Мозолева Л. В. Звеньевые |
6 |
Рыхление |
|
|
7 |
Прореживание |
2-3 декада июня |
Мозолева Л. В. |
8 |
Окучивание капусты |
3 декада июня 1 декада июля |
Надточей Т. В. |
10 |
Вскопка свободных участков земли под плодово-ягодные культуры |
Каждые 10 дней |
Мозолева Л. В. Надточей Т. В. |
11 |
Вырубка побегов клена на уоу |
1 раз в месяц |
Надточей Т. В. |
12 |
Вырубка сорняков в окрестностях школы |
Каждые 10 дней |
Надточей Т. В. |
|
Полеводы |
|
|
1 |
Посев пшеницы |
15-20 мая |
Васильев В. А. Фещенко П.И. Учащиеся 10-11 кл. |
2 |
Вспашка паров |
июнь |
-//- |
3 |
Культивация 1 2 |
3 декада июня 3 декада июля |
-//- |
4 |
Вспашка паров |
1 декада августа |
-//- |
5 |
Хим. прополка |
3 декада июля |
-//- |
6 |
Уборка |
сентябрь |
-//- |
|
|
|
|
Рентабельность
Затраты:
Закупка дизельного топлива - 99000 рублей
Приобретение запчастей- 35.000 рублей
На семена- 3.500 рублей
Ядохимикаты- 15.000 рублей
Масло- 3.400 рублей
Чистая прибыль составляет 149.946 рублей
Уровень рентабельности: 49%
Доходы используются на:
- приобретение запчастей, горючего
- удешевление питания
- ремонт школы
- приобретение ТСО
- покупка мебели
Оценочные показатели с/х производств за 2005 год
Специализация- растениеводство зерновые культуры
№ |
Название зерновых культур |
Посевная площадь Га |
Урожайность зерновых Культур ц\га |
Валовый сбор в тоннах |
1 |
пшеница |
80 |
11,3 |
90 |
2 |
овёс |
20 |
10 |
20 |
Оценочные показатели картофеля и овощных культур
№ |
Название овощных культур |
Посевная Площадь в га |
Урожайность Ц\га |
Сбор в кг |
1 |
картофель |
1 га |
120 ц\га |
12.000 кг |
2 |
кабачки |
0,05 га |
100 ц\га |
500 кг |
3 |
лук |
0,03 га |
50 ц\га |
150кг |
4 |
морковь |
0,05 га |
41 ц\га |
206 кг |
5 |
свекла |
0,05 га |
56 ц\га |
280 кг |
6 |
капуста |
0,05 га |
200 ц\га |
1.000 кг |
|
|
|
|
|
8 |
чеснок |
0,01га |
12 ц\га |
12 кг |
9 |
огурцы |
0,02 га |
30 ц\га |
60 кг |
10 |
арбузы |
0,01 га |
200 ц/га |
200 кг |
11 |
дыни |
0,05 га |
200 ц/га |
100 кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плодово-ягодные культуры
Смородина - 24 кг
Ранет - 50 кг
Ежегодно в районных слётах УПБ занимает призовые места в 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 год были участниками областного слёта.