Зачетный лист по лексикологии

Вариант 1

1.Укажите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

А) крестьяне;              в) в море;                  д) накануне;

Б) поле;                         г) насекомые;           е) нигде;

2.Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

А) чёрные мысли;                 Г) рев водопада;

Б) седой старик;                    Д) тянуться дни;

В) искры костра;                   Е) красный закат;

3.Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

А) годы прошли - воины прошли;

Б) площадь треугольника - городская площадь;

В) крутой кипяток – крутой характер;

Г) сборка конструкции – сборка на юбке;

Д) строевой лес – строевая песня;

Е) холодное молоко – холодный взгляд.

4. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении Лет до ста расти нам без старости.

А) омоформы;    б) омофоны;          в) омографы;

5. Вставьте пропущенные буквы;

Ч…стота колебаний ,ч..стота белья, посв…тить фонарём, посв…тить идее.

6. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке:

А)эпитет; б) олицетворение: в) метафора.

О чём ты воешь ветер…

О чём ты сетуешь безумно? (Ф.И. Тютчев)

7. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1) полное ведро -                   а) частичное; б) худое; в) пустое.

2) разные вкусы –                  а) однотипные;  б) тождественные; в) схожие.

3) сильное чувство -              а) вялое;             б) неубедительное; в) слабое.

4) громкая слава -                   а) незаметная; б) неслышная;  в) слабая.

8. Какой синоним можно подобрать ко всем этим предложениям:

А. Множество людей пропало без вести во время войны.

Б. Многие слова утратили своё первоначальное значение.

В. С появлением первоначальное значение.

Г. Куда запропастилась эта книга?

9. Подберите к словам из левого столбика подходящие по употреблению слова из правого столбика:

1) воинская – а) наука, б) обязанность, в) разведка.

2) годичные  - а) оценки, б) кольца, в) доходы.

3) проступок -  а) неблаговидный, б) честный, в) невольный.

4) цветовая – а) фотография, б) гамма, в) ручка

9. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными:

а) флот, шайба, картофель, брат;

б) кладовая, кочерга, абажур, аркан;

в) вексель, деньги, карнавал, комедия;

г) капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло.

10. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

а) глава, хождение, ворота, ягнёнок;

б) голова, хожу, врата, агнец

в) голова, хождение, ворота, ягнёнок;

г) глава, хождение, врата, агнец.

11. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

А. Кто-то держал развёрнутый судебник

Б. В толпе могучих сыновей, с друзьями, в гриднице.

В. Всё море – как жемчужное зерцало.

Г. Шуми, шуми, послушное ветрило.

Д. Царь двумя перстами брал обритых за щеку.

12. Укажите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого:

1) продналог;                          а) устаревшее слово;

2) акваланг;                             б) общеупотребительное слово;

3) аэроплан;                             в) неологизм.

4) эквалайзер;

5) маклер;

6) программирование.

13. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.

А. Восстань, пророк, и виждь, и внемли…

Б. Поговорив, казаки разошлись по куреням

В. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут…

Г. Торчавшие копья и рогатины принадлежали опричникам.

14.Укажите, как называются выделенные слова в предложениях:

а) архаизмы;           в) жаргонизм;

б) диалектизмы;     г) профессионализмы.

А цена ему – лимон.

Полный облом: уперся рогами в землю – и ни в какую.

 

Вариант 2

1.Укажите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

а) умница; б) города; в) отличница; г) учительница; д) листва; е) осина.

2.Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в прямом значении:

а) защита диссертации;           г) переход через горы;

б) класс работает;                    д) играли Шекспира;

в) чувство локтя;                      е) простые люди.

3.Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

А) коренной житель – коренной вопрос; В) больной заснул – больной ребёнок;

Б) человек худой – характер худой;         Г) спутник Марса – спутник в дороге;

                                Д) пачка папирос – пачка балерины;

                                Е) звезда эстрады – звезда на небе.

4. Укажите,какая из омонимичных форм использована в предложении  Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима.

а) омоформы; б) омофоны;   в) омографы.

5. Вставьте пропущенные буквы;

Дружеская к…мпания, нефтяная к…мпания, приятной компл…мент, компл…мент в сыворотке.

6. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке:

а) эпитеты; б) олицетворение; в) метафора.

Ворон ворону в ответ:

« Знаю, будет нам обед…»

7 Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1) тонкая работа – а) толстая; б) топорная; в) заметная;

2) простой фасон – а) сложный; б) бедный; в) ювелирный;

3) сильный художник – а) неубедительный; б) заурядный; в)поверхностный;

4) суровый тон – а) лёгкий; б) мягкий; в) тихий;

8. Какой синоним можно подобрать ко всем этим предложениям:

А. Сегодня ей не здоровиться.

Б. Он ощутил прилив небывалой силы.

В. Почуяв опасность, зверь притаился.

Г. Мы пережили то же, что и они.

9. Выберите из слов в скобках слово, соответствующее словосочетанию;

1) сделать (фасонистую, фасонную) стрижку;

2) сохранить ( статус, статут ) великой страны;

3) у него ( скрытые, скрытные) друзья;

4) ни на чём не ( обоснованные, основанные) претензии;

5) учащийся ( окончил, закончил) школу.

9. Укажите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

а) здравый, мощь, добродетель, чуждый;

б) здоровый, мощь, зима, чужой;

в) здравый, мочь, добродетель, чужой;

г) здоровый, мочь, зима, чуждый.

 

10. Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими:

А) свеча, солнце, утюг, тулуп;

Б) браслет, ласточка, сестра, овраг;

В) кружево, корзина, невод,  зодчий;

Г) ребёнок, сказка, шуба, зонтик.

11. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.

А. По прошествии немногих лет он был избран губернатором.

Б. В тот же час Петр отдал приказ воеводам.

В) Всем до казначейства есть дело, а он – душа казначейства.

Г) Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Д). Барин с гувернанткой рыбу ловят-с.

12.Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого.

1) фломастер;                                  а) устаревшее слово;

2) компьютер;                                  б) общеупотребительное слово;

3) свингер;                                        в) неологизм.

4)наркоман;

5) маркетинг;

6) видеомагнитофон.

13. Укажите предложения, в котором диалектизмы не встречаются.

А. Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький.

Б. Там ведь есть бучило, знаешь, оно ещё все камышом заросло.

В. За высоким яром виднелась за городьбой крыша бани.

Г. Взалкал отец Фёдор. Захотелось ему богатства.

14. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях:

А) архаизмы:                  В) жаргонизмы:

Б) диалектизмы:             Г) профессианализмы.

 

Ну, ты даёшь, в натуре!

Я в полном отпаде

 

 

 

 

СИНТАКСИС

 

  ВАРИАНТ 1

1.  Звуки  мы ___________ и ___________ , а  буквы___________ и ___________ .

2.  В  русском  языке _________  буквы, ___________  букв  обозначают   гласные  звуки,

3.  В  раздели  науки  о  языке  « Фонетика» изучаются_____________________________ .   

 ______________.  Не  обозначают   звуков  буквы _____________.

4.  Не  образуют  пар  звонкие  согласные  звуки  [   ], [   ], [   ], [   ], [   ].

5.  Шипящие  звуки – [   ], [   ], [   ] [ 

6.  Не  образуют  пар  твёрдые  согласные [   ], [   ], [   ].

7.  Мягкость  согласного  обозначаются _____________ ,  а  также  буквами ___________.

8.  Произнесение  одного  из  слогов  с  большей  силой  и  длительностью  называется ___________ .

9.  Гласные  бывают __________ и __________ .

10.  Буквы   е,   ё,    ю,   я  обозначают  два  звука  1)  в ________, 2) после ________,   

      3) после ___________ .

11.    Алфавитом  называется  расположение ______________________________________ .

 

  Вариант 2

1. Гласные звуки состоят   а) из голоса и шума; б) только из голоса; в) только из шума.

2. Звонкие согласные состоят : а) только из шума; б) только из голоса; в) из голоса ишума

3. Глухие согласные состоят: а) только из голоса ; б) только из шума; в) из голоса и шума.

 

4.Фонетика- это раздел науки о языке, который изучает:

А) состав слова;  б) звуки речи; в) словарный состав языка.

5.Алфавит – это:

а) буквы, расположенные в определённой последовательности;

б) звуки  речи, расположенные  в  определённой  последовательности;

в) буквы  и  звуки, расположенные  в  определённой  последовательности.

6. разделительный  Ъ  пишется: 

    а) перед  буквами е,ё,ю,я; б) в середине слова; в) после приставок перед буквами е,ё, ю,я.

7. Гласная буква является орфограммой, если находится:

а) в безударном положении; б) после шипящих; в) после согласных.

8. Согласная буква является орфограммой, если находится:

а) после гласной;б)в конце слова; в)перед другими согласными.

9. Разделительный ь пишется:

а) перед буквами е,ё,ю,я; б) после приставок перед буквами е,ё,ю,я; в)в середине слова после согласных перед буквами е,ё,ю,я.